Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
Начитался фэнтези про «доброзло», и в голову пришла парадоксальная идея:
«Правое дело» одной из сторон конфликта определяется возможностью измены ей.
Перевожу:
Человек, без принуждения (это важно!) переходящий из лагеря А в лагерь В, может быть только свободным. Он принял решение, идейное или корыстное – и осуществил его. Следовательно, лагерь А сохраняет свободу воли своих сторонников.
Если возможен такой же свободно выбранный переход из лагеря В в лагерь А, то, речь идёт не о «доброзле», а о противостоянии сторон.
Если же переход из одного из лагерей в другой немыслим по определению*, то к этому лагерю стоит внимательно присмотреться: а не лишает ли он свободы воли своих членов? Потому что среди ста человек всегда найдётся хоть один идеалист или эгоист – и если он со своими «поисками где лучше» и «благими намерениями» всё ещё здесь, то…
Без свободы воли дело правым не бывает. Парадокс?
- - - - -
* Речь идёт не о вполне естественном осуждении измены, а о физиологической её невозможности. Пример: обработанные сектанты.
P.S. Наверное, надо уточнить, что "право на измену" реализуется и как сознательный отказ от неё. Ключевое слово здесь - сознательный.
P.P.S. В случае ведения одной из сторон войны на тотальное уничтожение индикатором будет отсутствие идеалистических изменников. Корыстные, увы, всё равно найдутся...
«Правое дело» одной из сторон конфликта определяется возможностью измены ей.
Перевожу:
Человек, без принуждения (это важно!) переходящий из лагеря А в лагерь В, может быть только свободным. Он принял решение, идейное или корыстное – и осуществил его. Следовательно, лагерь А сохраняет свободу воли своих сторонников.
Если возможен такой же свободно выбранный переход из лагеря В в лагерь А, то, речь идёт не о «доброзле», а о противостоянии сторон.
Если же переход из одного из лагерей в другой немыслим по определению*, то к этому лагерю стоит внимательно присмотреться: а не лишает ли он свободы воли своих членов? Потому что среди ста человек всегда найдётся хоть один идеалист или эгоист – и если он со своими «поисками где лучше» и «благими намерениями» всё ещё здесь, то…
Без свободы воли дело правым не бывает. Парадокс?

- - - - -
* Речь идёт не о вполне естественном осуждении измены, а о физиологической её невозможности. Пример: обработанные сектанты.
P.S. Наверное, надо уточнить, что "право на измену" реализуется и как сознательный отказ от неё. Ключевое слово здесь - сознательный.

P.P.S. В случае ведения одной из сторон войны на тотальное уничтожение индикатором будет отсутствие идеалистических изменников. Корыстные, увы, всё равно найдутся...
Имхо, но вполне естественное осуждение измены, на мой взгляд, обусловлено естественным стремлением человека к стабильности и желанием стабилизировать окружающий мир относительно себя (наследство еще с первобытных времен)). Мне кажется, именно оттуда в человеческий психике происходит понятие верности как добродетели.
Из чего можно сделать косвенный вывод, подтверждающий сказанное в посте: лагерь, которому абсолютно никак невозможно изменить, абсолютно стабилен - то есть статичен. А в стазисе нет развития. (Фэнтезийное "крайнее зло", кстати, чаще всего совершенно фиксировано и статично)
Alice_in_Neverland, не только. Если человек искренне и свободно считает своё дело правым - изменника автоматом записывает в неправые... поскольку мыслей читать не умеет и о мотивах изменившего может лишь догадываться. И, чаще всего, не ошибается: на одного идеалиста найдутся десять изменивших корысти ради.
лагерь, которому абсолютно никак невозможно изменить, абсолютно стабилен - то есть статичен
Угум, верно. Отсюда ещё одна интересная мысль.
Разумеется, да!
Но
а) Это нас не остановит, б) Все, что не изменяется, погибает
Бранд
Человек, который хочет изменить свой лагерь изнутри - он изменник или нет?
Я бы так вопрос не ставила, поскольку считаю, что само понятие "изменник" тут вторично, и порождается представлениями людей текущей формации, а также их коллективным "инстинктом самосохранения популяции" (ну или любой системы). Но если вопрос уже стоит, то я бы сказала так: при взгляде изнутри системы в краткосрочной перспективе - да, изменник, в долгосрочной - нет (потому что представления уже поменяются, и то, что считалось изменой на первом этапе, могут начать воспринимать как прогрессивность, например, или как необходимую жертву). Более поздний взгляд будет исходить из интересов современной ему системы, примерно так: "если бы мир остался прежним, не было бы нас нынешних, а значит, мир следовало изменить". Тоже, в принципе, шепот инстинкта самосохранения))
ТС и СС по большому счету не только лагеря (объединения людей по идеологии и цели), но и способ мировосприятия, кажется, совсем иной параметр. Сит и джедай даже могут сотрудничать (сквозь зубы, вынужденно, но что-то такое было), но в Ордена-организации не своей стороны их не примут
физиологическипо внутренним критериям отбора. Как безноногого - в балет.Бывшего мусульманина в Синод - почему нет. СвС и ТС не лагеря из-за возможности сотрудничества? На описанных условиях представители почти любых враждующих лагерей могут сотрудничать, коли прижмёт
Имелось в виду: что бы сменить ситство на джедайство и наоборот, надо изменить не сторону (политическую, религиозную и т.д.), а способ реакции на мир. Если сравнить оба кодекса - один требует расслабления и подстройки под мир, второй - запредельного напряжения и волевого вмешательства в события.
Можно перейти легко перейти от одного к другому декларативно, но на деле это - примерно как учиться ходить ... другой парой ног. Возможно, осуществимо, но явно не сразу. Т.е. об измене здесь (не в поступках, в мировосприятии!) можно говорить с трудом, это изменение себя по выбранному шаблону.
Последнее наблюдение, если честно, не из вселенной ЗВ, а из некоторых опытов с психикой, и лично, и по чужим следам. Для смены веры надо сознательно принять те или другие вещи за аксиому, но (пример условный) стать из холерика флегматиком - задача другого порядка, мне кажется.
А почему это не изменить религиозную сторону? Одни веруют, что на мiр надо реагировать так, другие этак. То эе самое: перейти формально из православия в ислам можно, но ,,осадочек останется". Или, скажем, видел я крещёных бывших мусульман. Чувсьтвуется в них вера предков, никуда не денешься
Ключевое слово - формально, наверное. Объявить себя стрррашшшным ситом любой
ниенахнутыйпадаванчик может, а вот подтвердить делом...Возвращаясь к нашему миру - религия тоже указывает предпочтительный способ реакции на мир, но осталяет достаточный люфт для отступлений (иначе люди бы не выдержали). И человеку выросшему на традициях кровной мести надо или _очень серьёзно_ работать над собой, что бы соответствовать учению, где она отрицается. Либо время от времени жалеть о собственном несовершенстве, даже если речь о негуманных мыслях. При том он останется вполне "членом лагеря" (не святой, да. А много их, этих святых?).
Сила же наша Великая - параметр вполне физический и измеряемый, и проверяемый другими форсьюзерами. Нельзя быть слегка беременным, нельзя пребывать наполовину в гневе и т.д...
Возможно, можно было б сегодня ломать, а завтра подстраиваться и гнуть мягко, послезавтра опять яриться...но этого в каноне почему-то нет. А жаль. Такое управление собой дорогого бы стоило.
Ой, а вот тут спооорно. Вспомните хоть Мейса Винду, хоть Куай-Гона. Там таакие ,,оттенки серого" пошли. Да и ситхи во времена Академии на Коррибане каждый своим гуталином пользовался.
(до истории Куай-Гона так и не добралась, не могу судить). Может - как раз то самое "управление собой", о котором я ныла в предыдущем посте? Магистр, мастер (постоянно следил что бы не
перебеситьсясоскользнуть на ТС окончательно), слегка превзошёл рамки орденского кодекса ("нет эмоций, есть покой" и т.д.), но на таком уровне коллеги уже не столь догматичны.Насчет коррибанского академического гуталина - помнится, Бейна заставляли мантру кодекса Ситхов зазубривать, как всех. Т.е. исходные установки были тоже стандартизированы, причем конкретно под гнев и т.д.. Возвращаясь к тому, с чего начали - перейти на другую сторону подачей заявления "а теперь я белый и пушистый" вряд ли получилось бы, имхо, понадобилось бы научиться иначе реагировать внутренне.
Достаточно просто не ударить в раздражающей ситуации, а вот что б вовсе не злиться (даже если бьёшь!)...
Хотя...все это относится к достаточно поздним временам. В раннем джедайском Ордене милая кроткая Сильвар, кажется, никого особо не шокировала. Так что - могу ошибаться, целиком и полностью.
Если свобода воли присутствует с обоих сторон, то, имхо, для стороннего наблюдателя вообще нет "правых" и "виноватых". Обе стороны равноценны.
Абсолютно согласна. Тем не менее, приверженцы той или иной строны часто оценивают противостояние именно в категориях "доброзла".
Впрочем, зачастую, это показатель эффективности пропаганды соответствующей стороны. ))
Речь идёт не о вполне естественном осуждении измены, а о физиологической её невозможности.
А сюда относится то, что изменника попросту прикончат? ледорубом, авадой, полонием или там чем...
Без свободы воли дело правым не бывает. Парадокс?
Парадокс разрешается, если смотреть на систему в динамике
То есть если человек выбирает лагерь сознательно (это момент проявления свободной воли), а потом изменяет - изменник (давши слово...), а если, к примеру, его туда по месту рождения записали - то нет.
Человек, который хочет изменить свой лагерь изнутри - он изменник или нет?
Смотря как именно, чёрт сидит в мелочах
rakugan, нет.
приверженцы той или иной строны часто оценивают противостояние именно в категориях "доброзла".
~Ильхар~ , это уже подсознание.
Я не верю что человек способен изменяться
Что до ситхов, там тот же контроль над эмоциями, но в сторону "накручивания себя любимого" до "состояния берсерка", причем с фишкой - в этом состоянии еще контролировать себя и окружающее. Как бы тоже требует сноровки, но сил (физических и психических) выжирает, да и крышу снести может окончательно.
My Precious, ещё как способен!
Вы молодец, это здорово когда так получается
Просто раскрытие спрятанного (даже от самого человека) мы по привычке называем изменениями.
В такой формулировке - да, согласна
И, возвращаясь к сабжу - если человек уже выбрал сторону, но потом случилось что-то, что его буквально заставило ее сменить - это нельзя назвать "свободным переходом" - как-то так...